Главная | Семейное право | Преступления посягающие на порядок осуществления экономической деятельности

Преступления, посягающие на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности


Преступления, посягающие на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности ст.

Удивительно, но факт! Часть первая настоящей статьи предполагает, что в качестве субъекта преступления с такой формой объективной стороны, как осуществление банковской деятельности банковских операций без регистрации может выступать как любой вменяемый и достигший летнего возраста гражданин, так и лицо, наделенное каким-либо специальным признаком, например, сотрудник кредитно-финансового учреждения.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности посягает на важную сферу общественных отношений, связанных со свободным осуществлением этой деятельности, право на которое предоставлено гражданам Конституцией РФ: Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате незаконного вмешательства государственных должностных лиц в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации нарушаются их права при осуществлении законной экономической деятельности.

Объектом преступления является гарантированное Конституцией РФ право каждого гражданина или юридического лица на занятие законной предпринимательской деятельностью. С объективной стороны это преступление выражается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. Содержание терминов "индивидуальный предприниматель", "коммерческая организация" раскрывается в Гражданском кодексе РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке п. Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в форме 1 неправомерного отказа в ее регистрации и 2 уклонения от регистрации либо 3 неправомерного отказа в выдаче специального разрешения лицензии на осуществление определенной деятельности или 4 уклонения от его выдачи, необходимо прежде всего установить порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.

Положения, определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Указе Президента РФ от 8 июля г. Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности регламентируется Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля г.

Согласно упомянутому Федеральному закону от 8 августа г. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

При этом в качестве уполномоченного лица заявителя могут выступать следующие физические лица: Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Удивительно, но факт! Осуществление банковских операций без регистрации или без специального разрешения лицензии является незаконной банковской деятельностью, которая при наличии указанных в ст.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами ст.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган, различается в зависимости от того, идет ли речь о регистрации создаваемого юридического лица или создаваемого путем реорганизации юридического лица. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации преобразования, слияния, разделения, выделения , в регистрирующий орган представляются следующие документы: Для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя должны быть представлены: Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Особый порядок установлен для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В этом случае государственная регистрация юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации ст. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующей администрацией районного, городского кроме городов районного подчинения , районного в городе, сельского, поселкового органа местного самоуправления по месту постоянного жительства этого лица в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте.

В тот же срок заявителю выдается высылается по почте бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Требование иных документов или совершение иных действий при регистрации не допускаются.

надлежащее преступления посягающие на порядок осуществления экономической деятельности Олвин

Отказ в регистрации предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Положения от 8 июля г. Поэтому, например, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания такой организации неправомерен ч. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет собой невыполнение должностным лицом регистрирующего органа обязанности зарегистрировать в установленный законом срок гражданина или юридическое лицо соответственно в качестве предпринимателя или коммерческой организации.

Уклонение от регистрации в отличие от отказа в таковой может выражаться в любых действиях бездействии , направленных на несоблюдение требований нормативных актов о выдаче регистрационного свидетельства. Фактически здесь речь, как правило, идет об умышленном затягивании сроков регистрации. Неправомерный отказ в выдаче разрешения лицензии на осуществление определенной деятельности - это нежелание отказ должностного лица органа, производящего лицензирование, выдать такое разрешение лицензию , если лицом, претендующим на его получение, соблюдены соответствующие требования нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября г. Одним из обязательных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает ст. В соответствии со ст. Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии; копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии п.

Требование представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом, иными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются: Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям не допускается. Уклонение от выдачи такой лицензии по характеру деяния не отличается от уклонения от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности - это совершение должностным лицом государственного или муниципального органа разнообразных, не основанных на законе, действий, которые создают дискриминирующие условия деятельности для того или иного предпринимателя или организации.

Оно может выражаться, например, в необоснованном предоставлении коммерческим организациям льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предпринимателям, в запрещении на заключение с определенными предпринимателями или организациями договоров на реализацию товаров, в незаконном возложении обязанности сбывать продукцию определенным организациям и т.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность предпринимателя или коммерческой организации может проявляться, например, в требовании совершить невыгодную сделку или принять на работу какое-либо лицо, в запрещении торговать в определенных местах или в определенное время, в незаконном приостановлении предпринимательской деятельности вследствие расторжения договора об аренде помещения и т.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что препятствует законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, и желает этого. Мотивы преступления могут быть различными корысть, месть, зависть и др. Нередко отказ или уклонение от регистрации или от выдачи лицензии, иные действия по ограничению прав и законных интересов предпринимателей являются способом вымогательства у них взяток.

В этом случае должностное лицо виновно не только в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, но и в получении покушении взятки, сопряженном с ее вымогательством п. Субъектом преступления выступает только должностное лицо, использующее свое служебное положение для воспрепятствования законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Содержание понятия должностного лица раскрывается в п. Субъектами воспрепятствования законной предпринимательской деятельности в указанных в диспозиции ч.

Так, субъектом воспрепятствования законной предпринимательской деятельности путем неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, отказа в выдаче или уклонения от выдачи специального разрешения лицензии на право осуществления определенной деятельности могут быть лишь те должностные лица, чьи особые полномочия связаны с принятием решения о регистрации или выдаче лицензий.

Что же касается иных, предусмотренных в диспозиции ч. Если же должностное лицо такими полномочиями не обладает, то его действия данного состава преступления не образуют. Статья УК предусматривает два вида данного преступления: Квалифицированным видом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб. Вступившим в законную силу судебным актом является решение народного или арбитражного суда, которым признаются неправомерными действия бездействие должностного лица органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившиеся в отказе от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо совершении им иных деяний из перечисленных в диспозиции ч.

При воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта имеет место повторное совершение этого преступления, субъектом которого может быть и другое должностное лицо. Однако необходимо, чтобы должностное лицо, повторно воспрепятствовавшее индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации занятию законной предпринимательской деятельностью, знало о наличии соответствующего судебного акта, вступившего в законную силу.

Понятие "крупный ущерб" применительно к ч. Поэтому при решении вопроса о том, является ли причиненный ущерб крупным при совершении данного преступления, необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела, размера как реального прямого материального ущерба, так и упущенной выгоды.

Реальный прямой ущерб включает в себя, например, затраты на приобретение оборудования, покупку или аренду производственного помещения, порчу или утрату планировавшегося к отправке товара. Упущенная выгода подсчитывается в сумме дохода, исчисленного с учетом реальной конъюнктуры, но не полученного в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, срыва планировавшейся сделки.

Регистрация незаконных сделок с землей ст. Общественная опасность данного преступления заключается в нарушении экономических интересов государства и граждан в сфере землепользования. Согласно Конституции РФ ст. Объектом преступления являются установленный законом порядок регистрации сделок с землей, а также финансовые интересы государства, если при совершении таких сделок имеет место занижение размера платежей за землю. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля г.

С объективной стороны деяние состоит в регистрации незаконных сделок с землей. Статья УК называет три самостоятельные формы совершения данного преступления: Преступление признается оконченным с момента регистрации незаконных сделок с землей или совершения иных деяний, указанных в диспозиции ст. С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что регистрирует незаконную сделку с землей, или искажает учетные данные Государственного земельного кадастра, или занижает размер платежей за землю, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив, определенный в ст. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении субъекта получить в результате совершения указанных в ст. Если же должностное лицо за полученное им незаконное вознаграждение регистрирует незаконную сделку с землей, или искажает учетные данные Государственного земельного кадастра, или занижает размер платежа за землю, то оно подлежит уголовной ответственности по правилам о совокупности преступлений - по ст.

Иная личная заинтересованность выражается в желании субъекта извлечь из данного деяния выгоду неимущественного характера, например, создать себе условия для продвижения по службе, получить взаимную услугу и т. Субъектом преступления может быть только должностное лицо.

Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере экономической деятельности

Содержание понятия "должностное лицо" раскрывается в п. Обязательным признаком привлечения должностного лица к ответственности является совершение преступления с использованием своего служебного положения. С учетом форм деяний, обрисованных в диспозиции ст. Им может быть должностное лицо: По юридической природе регистрация заведомо незаконных сделок с землей и умышленное занижение размеров платежей за землю как альтернативные формы деяний, указанных в диспозиции ст.

Это не означает, что названные формы деяния ст. По законодательной конструкции эти составы преступлений различны:

Читайте также:

  • С каких видов дохода взыскиваются алименты
  • Ук рф кража ребенка в
  • Наследование правовые последствия принятия наследства
  • Досудебный порядок спора со страховой компанией
  • Втб на черной речке
  • Разрешение отца на усыновление ребенка другим человеком образец